Суббота, 18.05.2024, 06:58
Приветствую Вас, Гость | RSS
Меню сайта
Block title
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Форма входа

<
Главная » Статьи » Мои статьи

Арттерапия как средство социальной адаптации и психологической реабилитации детей и подростков
«РИТМ – ЭТО ПОРЯДОК В ДВИЖЕНИИ»
(ПЛАТОН)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

На современном этапе развития общества российские дети и подростки самостоятельно не могут организовывать свое свободное время. Причиной тому может служить и современная система образования, где во главу угла поставлено интеллектуальное развитие школьника, его дальнейшая профессиональная ориентация. И телевидение, где в силу своей специфики, преподносится «лекарство от скуки» в виде готовых программ и инсценировок. И компьютерные игры, где реальное действие и мышление заменено механическим, почти рефлекторным набором действий.
В столь разнородной социо-культурной ситуации поиск форм и методов социально-психологической адаптация подростка является важнейшей задачей образовательного учреждения.
И здесь на помощь педагогу приходит такое многогранное явление как игра. Игра – как определенные условия существования Личности. Игра – как театр!
Для чего играют животные? – Чтобы развить силу, выдержку, стремительность, научиться отражать нападения, прятаться от врагов, защищаться от непогоды, а именно, чтобы научиться выживать в природе по закону сохранения вида.
Для чего играют взрослые люди? – Почему так распространены сейчас ролевые игры, тренинги для взрослых? Они тоже учатся выживать в социуме?
Ответить на последний вопрос не трудно. Определенно – да! В постоянно меняющимся мире, даже взрослому человеку необходимо на мгновенье превратиться в ребенка, чтобы игра помогла ему в дальнейшей социальной адаптации. Экономические кризисы, социальные перестройки, интеграции и разрушение государственных систем – глобальные экономические и экологические катастрофы – все они создают для взрослого сформировавшегося человека череду стрессовых ситуаций, преодолевая которые он вынужден изменяться вместе с окружающим миром. Упрощенная схема игры и ощущения победы и успеха позволяет человеку найти в себе источник вдохновения для внутренних изменений, и придают уверенность в своих силах, настраивают его на позитивный лад.
А для чего играют дети? Инстинктивно они чувствуют, что именно игра и ощущение победы, а отсюда и ощущение праздника создают тот уверенный настрой, который так присущ человеческой природе.
Обратимся за помощью к науке.
С точки зрения психологов система психологических установок личности в человеке формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики. Таким образом, решается основная задача образовательного учреждения – образование и воспитание гармонически развитой личности.
Что такое «Ритмическая структура» в образовательном процессе - как средство преодоления мышечных зажимов у детей переходного возраста?
Ритмическая структура - это обыкновенный джазовый квадрат или 32-х дольный затакт (Принцип его организации изложен в Приложении 1), организованный педагогом в определенной длительности метра при помощи ударов в ладони, на основе которого строится дальнейшая импровизация. Импровизация может быть выражена в пластической форме или в вербальной. При помощи ритмичных движений развивается чувство такта и ритма, а при помощи осознания ритма (или «счета») развивается способность к координации. Комплекс упражнений дает устойчивый навык координации, что определяется способностью обучающегося сосредоточиться на нескольких объектах внимания.
Как и любая другая, используемая методика включает постепенно усложняющиеся задачи. И поэтому, прежде чем приступать к импровизациям, необходимо привить обучающимся устойчивый навык координации в организации ритма. Упражнения, основанные на ритмической структуре, могут быть весьма разнообразны, и ориентированы на индивидуальные знания и умения педагога, будь то пластика движений или сценическая речь. И могут быть востребованы в любом обучающем направлении творчества.
Итак, Ритм.
На повестке дня появляется вопрос: Какие упражнения, основанные на ритме, надо использовать, чтобы обучающиеся получали удовольствие во время учебного процесса и одновременно усваивали необходимую информацию? И, по всей видимости, упражнения эти, прежде всего, должны способствовать развитию речевой и пластической культуры воспитанника.
В качестве базового упражнения в дальнейшем мы будем использовать упражнение «Аплодисменты» (Описание упражнения – в Приложении) Вспомним, когда появляется понятие «аплодисменты»? - когда необходимо выразить свое удовлетворение увиденным или услышанным. Но степень удовлетворения может быть различной - эмоциональный подъем или равнодушие. Поэтому амплитуда аплодисментов может являться критерием полученного удовольствия - от вялых хлопков до бурных оваций. С точки зрения «артиста» - аплодисменты – являются критерием его УСПЕХА. А успешность- это одна из самых главных установок в воспитании гармонично развитого и социально активного человека. В дальнейшем мы будем использовать понятие «Овация», как наиболее эмоционально насыщенное явление, к тому же использующееся нами как основополагающий МЕТР в наших упражнениях.
Аплодисменты могут выражать собой и поддержку тех или иных действий. Так, на стадионе болельщиками принято поддерживать свою команду определенной ритмической структурой или ритмической речевкой. Что вполне целесообразно, т.к. объединить огромную массу болельщиков для решения единой задачи поддержки в состоянии только РИТМ. Именно этот принцип единения ритмом положен в основу данной методической разработки.
Ритмическая структура является одним из способов усвоения знаний по ритмической культуре, а так же и основным методическим приемом. Рассматривая ритмическую структуру с точки зрения когнитивного процесса и учитывая вербальное и невербальное получение информации обучающимися, попробуем определить ритмическую структуру как особый вид коммуникации, предполагающий воздействие на эмоциональную сферу психики обучающегося с целью создания у него определенного эмоционального состояния на начальном этапе, и дальнейшего побуждения к действию на последующих этапах обучения.
Определение методологических приемов образования и воспитания обучающихся.
Определение роли ритма – как методологической технологии.

ТЕОРИЯ ВОПРОСА
РИТМ В РЕЧЕВОЙ И ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ритм в теории музыки — это соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности.

Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.

Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта — в 4 раза короче и т. д.).
Ритм, метр и темп — понятия разные.

Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Её можно представить как миллиметровку, на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий — минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, еще более толстые — относительно сильные доли, а самые толстые — сильные доли.

По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки.

Длительность нот можно задать в относительных единицах (мельчайших клеточках): этот звук — отрезок длиной в 4 клетки, а этот в 2. Эти соотношения не изменятся с изменением масштаба сетки. Последовательность чередования таких отрезков и есть ритм.

Отмасштабировать эту сетку можно с помощью темпа, делая расстояния между линиями длиннее или короче. В масштабе «1 клетка = 1 секунда» время звучания ноты длиной в 2 клетки будет равна 2 секунды. При уменьшении масштаба (увеличении темпа) в 2 раза, длительность ноты в те же 2 отрезка уже будет равняться 1 секунде.

Пример с миллиметровкой очень нагляден и абсолютно верен с точки зрения математического подхода к изучению предмета музыкального метра. Но в исполнительской практике приходится учитывать то, что следование подобной (сугубо математической) логике при изучении ритмической стороны нотного текста, ведёт к искажению содержательной стороны музыкального произведения, где в большинстве случаев не длинная нота составляется путём суммирования какого-то кол-ва мелких пульсаций, а как раз наоборот, мелкая длительность возникает как результат деления на части более крупной.
Лишь в особых случаях (например, при синкопировании) наиболее крупные «линии» метрической сетки могут просвечивать сквозь длинные ноты (или длинные паузы), создавая впечатление поделённости их на несколько частей...

РИТМИЧЕСКИЙ рисунок в музыке последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты. Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком). В соответствии с данным метром длительности часто объединяются в ритмические группы (восьмых, шестнадцатых и др.; Приложение 2). В вокальной мелодике ритмический рисунок нередко отражает ритмику художественной речи и метрику стиха. В прикладной музыке изолированный ритмический рисунок (на ударных инструментах) используется для сигналов, сопровождения шествий и танцев.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Название детского объединения:
Дворец детского юношеского творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Образовательная программа «Введение в основы актерского мастерства»

Лапичев Даниил Алексеевич – педагог дополнительного образования.
Стаж педагогической деятельности: 2 года
Группа первого года обучения. Возраст 12-14 лет.
Групповая форма организации деятельности.
Тема занятия «Ритмическая структура»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель занятия:
Формирование у воспитанников компетентности в сфере культуры и техники речи, актерского мастерства и умения выступать на публике.

Задачи занятия:
ОБУЧАЮЩИЕ
• Обеспечить обучающихся базовыми знаниями в области актерского мастерства.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Совершенствовать культуру и технику речи, культуру и технику сценического движения.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Усовершенствовать навыки коммуникативной культуры.

Критерии результативности:
• Уверенное владение речью, позой, жестами, интонацией, голосом, телом.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Структура занятия (этапы) Время
1 Разминка 5 мин
2 Обсуждение темы целей и задач занятия 2 мин
3 Содержательная часть. Ритм в движении. Этюд на ритмический рисунок 40 мин
4 Репродуктивный этап. Ритм и культура речи 10 мин.
5 Рефлексия. Подведение итогов 3 мин

Группа, с которой проводится занятия - Возраст: 12-14 лет
Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, демонстрационные материалы.

План проведения занятия «Ритмическая структура»

Этапы Задачи Методы Результат
1. Разминка Настроить обучающихся на общий ритм занятия «Аплодисменты» Ритмическая игра «Овация» Эмоционально-ценностное отношение к теме, явные признаки интереса.
2.Обсуждение темы целей, задач и понятий. Теоретически подготовить обучающихся к теме занятия Игра-викторина «Где мы можем наблюдать ритм?” Активизация познавательного процесса.

3. Основы понятия ритма.
Ритм в движении Привить навык элементарной координации «Квадрат», «Гуляющая доля», «Синкопа».
«Этюд на ритмический рисунок»
Демонстрация ритмико-пластических структур, коррекция Способность скоординировать движение и ритм.
4.Репродуктивный этап. Ритм и культура речи. Закрепить навык координации движений и внести в ритмическую структуру элемент вербализации. «Свеча»
Выполнение заданий педагога на координацию.
Способность к элементарной координации движения и речи.
5.Рефлексия. Подведение итогов Выяснить – как себя ощутили обучающиеся во власти ритма? Что главное в ритмической организации пространства? Беседа, вопросы-ответы, регулирующие понятийный аппарат. Усовершенствование навыков коммуникативной культуры. Осознанное закрепление полученных навыков.
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ

«Ритмическая структура»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1 этап: Разминка. «Аплодисменты»

2 этап: Обсуждение темы, целей, задач и понятий.

3 этап: Содержательная часть:
Основы понятия ритма.
Ритм в движении:

Упражнения:
«Овация»,
«Квадрат»,
«Гуляющая доля»
«Синкопа»
«Этюд на ритмический рисунок»
4. этап. Репродуктивный:
Ритм и культура речи:
Упражнение «Свеча»
Ритмика поэтической речи.

5. этап: Коллективная рефлексия. Итоги.

РИТМ В ДВИЖЕНИИ

Задача упражнений «Аплодисменты» и «Овация» - «зацепить» внимание обучающихся, сформировать эмоциональное отношение к теме урока.

Упражнение «Аплодисменты».

Педагог просит участников проиллюстрировать реакцию публики на то, или иное явление.
1. Выступление артиста не понравилось публике, оно оставило ее равнодушной, но правила хорошего тона обязывают продемонстрировать свое отношение к происходящему.
2. Публике понравилось выступление, и задача аплодисментов состоит в том, чтоб упросить артиста повторить свой номер.
3. Публика требует наиболее лучшего результата и поддерживает в этом артиста.

Упражнение «Овация».

На музыкальном центре транслируется заключительная часть любого ритмичного музыкального произведения и предлагается группе продолжить овацию.

Упражнение «Квадрат».
Задача упражнения - формирование новых понятий и способов существования в ритме.
Благодаря упражнениям «Аплодисменты» и «Овация», группа готова ритмично хлопать в ладоши. Тогда педагог просит повторить определенный ритмический рисунок вслед за ним, предварительно условившись, что ритмический рисунок должен жестко укладываться в рамках 4-х дольного такта.
Таким образом, в восприятие обучающихся закладывается психологическая установка на начальный элемент 32-х дольного четвертного затакта – такт 4/4.

Основная задача упражнений «Гуляющая доля» и «Синкопа» - начальное формирование навыков и умений элементарной координации движения и речи.

Упражнение «Гуляющая доля»

Педагог акцентирует внимание обучающихся на сильных долях в затакте и предлагает сместить акцент, т.е сильную долю:
• На 1-ую долю в первом такте
• На 2-ую долю во втором такте
• На 3-ю долю в третьем такте
• На 4-ую долю в четвертом такте.
Для успешного исполнения упражнения «Гуляющая доля» обучающимся приходится считать доли в тактах и хлопком в ладоши (или ударом ноги о пол, в зависимости от уровня подготовленности аудитории) акцентировать их наличие. Таким образом, обучающимся приходится сосредоточить свое внимание на двух действиях – счете и пластическом акценте, то есть координировать счет с движением. Успешным результатом может считаться совместное относительно стройное исполнение простейшей ритмической структуры.

Упражнение «Синкопа»

Данное упражнение возможно к применению только при наличии устойчивого навыка в исполнении простейших ритмических структур.
Группе предлагается «гуляющую долю» - «раскачать», используя движения, увеличивающиеся в амплитуде и интенсивности по мере исполнения упражнения так, чтобы акценты на 2-ую долю во втором такте и 4-ую долю в четвертом такте создавали некую раскачивающуюся волну. Результатом данного упражнения следует считать стройное раскачивание участников в ритме структуры.

Упражнение «Этюд на ритмический рисунок»
Данное упражнение возможно к применению только при наличии устойчивого навыка в исполнении простейших ритмических структур.
Группе предлагается ритмический рисунок в виде хлопков, щелканья пальцами, при помощи которого каждый член группы придумывает небольшой театральный этюд основанный на данном ритмическом рисунке. Таким образом обучающимся приходится сосредоточить свое внимание на двух действиях – счете и творческом воплощении этого счета, то есть координировать счет, действия и главное воображение.

РИТМ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Упражнение «Свеча»
Упражнение решает задачу – осознание правильного дыхания, как основной ритмической составляющей сценической речи.

Упражнение «Свеча» проводится после интенсивного этапа урока, когда участники немного устанут, и возникает необходимость относительной релаксации.
Перед упражнением участникам предлагается остановиться, закрыть глаза и сосредоточить свое внимание на своем дыхании: на вдохе и выдохе, с тем, чтобы гармонизировать ритм дыхания.
Затем, просим их представить себе воображаемую горящую свечу, которую они держат на уровне рта. Необходимо произвести три разных выдоха:
1. так, чтобы огонь свечи не колыхнулся.
2. так, чтоб огонь был бы наклонен почти горизонтально, но не погас.
3. так, чтоб потушить свечу.

Затем, используя три типа дыхания, прочитать любое стихотворное произведение три раза:
По первому типу дыхания,
По второму типу дыхания,
По-третьему. типу дыхания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самый главный прием данной разработки – это применение «Ритмической структуры». Упражнения, основанные на ритмической структуре могут быть весьма разнообразны и ориентированы на индивидуальные знания и умения педагога, будь то пластика движений или сценическая речь. Они могут быть востребованы в любом обучающем направлении творчества. Практическая значимость методического приема может состоять так же в возможности самостоятельного применения ритмических знаний и умений обучающимися.
Со своей стороны, наблюдая за процессом освоения материалом и видя результат ритмических упражнений, я заметил, что занятия по теме «Ритмическая структура» помогают преодоления мышечных зажимов, раскрепощают и мотивируют детей и подростков для дальнейшего творческого процесса. При постановке спектакля или номера полученные навыки помогали детям органично войти в предлагаемые обстоятельства своей роли и чувствовать ритм и темпо - ритм спектакля.
Данную разработку также можно использовать как разминку. Известно, что все дети приходят на занятия со школы в разном состоянии (внутреннем состоянии), существуют каждый в своем индивидуальном ритме, и педагогу вначале занятия сложно подготовить их к должному восприятию последующей информации. Но применив ритмический тренинг, педагог сможет привести всю группу к необходимому рабочему внутреннему ритму.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб, 2001г.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999г.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990г.
4. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) М. Психология. 1991г.
5. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М. Институт психологии РАН, 1999г.
6. Лейтес Н.С.Возрастная одаренность школьников: М.: 2000г.
7. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М. 1996 г.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб. 1999г.
9. Фейертаг В.Б. Джаз XX век. СПб Скифия, 2008 г.
10. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М. 1995г.
Категория: Мои статьи | Добавил: daniel (21.07.2011)
Просмотров: 24044 | Комментарии: 79 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5 TravelerZef  
0
Nice looking internet site. Assume you did a lot of your very own coding. Have a look at also my own site!

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/antalia-belek почивка в турция ранни записвания

ptmis+

4 ElenaZef  
0
Love the website -- very user friendly and whole lots to see! Check out too my webpage.

https://chessdatabase.science/wiki/User:IdaAckman1152 добри дерматолози софия

dd=+

3 Alicetoisa  
0
купить недорогую входную дверь
двери пвх браво

http://zavesidverj-furnitura.icu

установка входной двери в газобетон
каталог входных металлических дверей
как правильно вставить межкомнатную дверь

2 Dominicsi  
0
http://www.habitatgiardini.it/public/SAib-36.html
http://dietrainingsgruppe.ch/kontakt/sbQb-117.html
http://www.trelanternenovara.it/public/lxow-74.html
http://www.fercamitalia.it/public/YmLW-142.html
http://www.vailatiarredamenti.com/public/98LS-41.html

1 daniel  
0
http://depositfiles.com/files/ozf7v9l6b
Полная работа если интересно)

Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Goon Каталог сайтов